четверг, 17 мая 2012 г.

Где    : Саратов - соляные озера Эльтон и Баскунчак - Волгоград
Кто    : Группа 21 человек турклуб Иван да Марья
Как    :
Поскольку поездка была организована турклубом, то остановлюсь чуть подробнее, чем нужно было бы, на организационных моментах.

Отправление с Павелецкого вокзала, билеты на руках у руководителя - Ивана, он приходит минут за 10 до отправления, раздает билеты, на которых проставлены карандашом места на которых мы должны сидеть, на вопрос почему - ответ прост "Всё так, как должно быть" - ну что ж, организатору виднее - занимаем места. Поезд достаточно комфортабельный, биотуалет, кондиционер сами вагоны в очень приличном состоянии.
Выбираю питание в группе, отдаю 2000 за 7 приемов пищи, больше, чтобы не забивать себе голову этим вопросом - уж если ехать с клубом, так и не париться об организации совершенно (впрочем о еде в поезд заботиться всё-таки необходимо самому).
Любопытно, что в поезде в каждом купе лежали ежемесячные путеводители РЖД за апрель и там была статья посвященная капоэйре :). Так что даже здесь она меня не отпускала.

Просыпаюсь в районе 7 утра, в вагоне приятная температура - 21 градус. Пейзажи за окном практически не изменились - тот же лес и поля, однако вишни и сирень здесь уже зацвели. Прибытие в Саратов в 9 утра. Групповой завтрак в кафе у вокзала - салат, булка, картошка с кусочками мяса и чай.
После этого садимся на троллейбус и едем к берегу Волги. Дорога проходит по второстепенным улицам Саратова - создается впечатление тихого провинциального городка большая часть зданий сильно потрепанные, улицы кроме центральной - пустые.
Буквально пробегаем по набережной Волги. Любуемся мостом, уходящим своей громадой к горизонту, он действительно производит впечатление. От взгляда на просторы реки захватывает дух, однако рукотворная конструкция не теряется на фоне мощи и величественности Волги, что достаточно редко для человеческих сооружений.
Впрочем прогулка по нему в наши планы не входит.

С набережной мы немного поднимаемся к Свято-Троицкому собору - красивое здание с огороженным уютным двориком. В нем высажены цветы, оборудован прудик с рыбками, есть даже небольшая детская площадка для совсем маленьких. В общем, на первый взгляд, очень уютное место.

Далее направляемся на центральную улицу, где осматриваем храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» - младший брат московского собора Василия Блаженного, в противовес которому, кажется очень простым и этим очаровывает.

Прогулка по главной улице, на которой,по впечатлениям, сосредоточена вся жизнь города. Здесь и кинотеатр, и большой торговый центр, и обычный рынок, и множество мелких сувенирных лавок. По ней же можно дойти до вокзала.
Практически перед отправкой поезда, получаем билеты и занимаем места.

Поезд Москва-Махачкала полная противоположность утреннего - всё старое и раздолбанное, радуемся, что ехать нам не так долго.
Уже через пару часов после выезда пейзаж сменился - леса исчезли, остались лишь бескрайние поля - мы въехали в степную зону.
Сразу по приезду нас посадили в автобус и отвезли на берег озера Эльтон. По пути местная девушка-экскурсовод рассказывала о том, какое здесь уникальное во всех отношениях место, как сама природа излечивает тут болезни и, что наша экскурсия - самая красивая из всех предлагаемых - "Закат на озере Эльтон".  Берегом в нашем случае оказался участок косы, вдающийся в озеро. Приблизительно 500 метров в длину и порядка 150-200 в ширину. Здесь у нас было около трех часов свободного времени в ожидании заката. Не знаю кому - как, но для меня это время пролетело очень быстро, настолько здесь всё необычно. Первое что замечаешь после высадки из автобуса - воздух, он тут имеет специфический запах. Однако постепенно его перестаешь замечать, зато подходишь к озеру. Для тех, кто не представляет, что такое соленое озеро, вид особенно необычен. Сквозь воду, которая здесь розоватого оттенка, видна корка соли, которая ломается, если на нее наступить, и ты проваливаешься в грязь неестественно черного цвета.

Вода, кстати, помимо того, что имеет розоватый оттенок еще и переливается на солнце, подтверждая своё название в переводе - "Золотое озеро". Соль тут повсюду,

многочисленные "пеньки" - остатки прежних строений насквозь пропитаны солью, а их внешний слой полностью разъеден.

До заката практически все походили по соленой корке и помесили грязь. К слову, я бы не назвал  дно очень хорошим - везде видны следы жизнедеятельности - торчащие из воды прутья арматуры - не редкость, так что мне не показалось хождение там босиком очень безопасным. Отмечу также, что после высыхания воды, соль остается на всем, что вы в эту воду погружали :) и в больших количествах.

Закат - очень впечатляющий.Спокойная гладь озера в лучах заходящего солнца и  буйство красок  - так просто и одновременно так проникновенно.

После захода солнца стало ощутимо холоднее. На мой взгляд за львиную долю впечатлений ответственна погода, которая нам благоволила и позволила выжать максимум из этого вечера, сравнить мне, конечно, не с чем, однако ощущения действительно удивительные. Так что небесной канцелярии большой привет.

На обратной дороге нас ждал рассказ о полезных свойствах пересыщенного раствора соли (рапы), который желающие взяли с собой, и реклама санатория и его печатной продукции.
После заката едем обедать в кафе при санатории, где уже отдыхают местные под водочку.
Нас же ожидает ужин из салата, плова и чая, а потом 2 часа ожидания поезда, в которые женская часть группы активно вспоминала песни, нарушая покой маленького поселка.

Переезд на поезде (уже третьем за этот день) и вот мы уже на Верхнем Баскунчаке. Подъезжает газелька и отвозит нас к санаторию, где нам предстоит жить следующие сутки. Выдается минутка пока оформляют наше прибытие и я взглядываю вверх... от обилия звезд рябит в глазах и перехватывает дух, кажется, что можно было бы просто лежать и смотреть на них часами, но лень и усталость берут своё - как никак уже около 3 часов утра. Сдаюсь и иду внутрь - еще располагаться и душ принимать (почему-то работала только одна душевая комната). Санаторий "Баскунчак" довольно ухоженное здание с удобствами на этаже, в номерах кондиционер телевизор и холодильник, есть полотенца, вешалки и посуда - мелочи, однако приятно. В общем без изыска и претензий, но везде чисто и очень уютно. Легли в начале пятого.

Завтрак в 8:30 - овсянка, 2 куска плавленного сыра и печенюшки с чаем. Досыпаю часик и по плану посещение двух музеев. Первый - посвящен  флоре и фауне в районе озера: небольшая комната с чучелами, гербариями и заспиртованными животными, после рассказа о них показывают слайды с красивыми фотками окружающей местности, в частности и поле диких цветущих тюльпанов.
Второй - более похож на музей. Здесь представлена история развития солепромысла на озере. Центр экспозиции - макеты аппаратов по добыче соли начала, середины и конца (работающий и сейчас) прошлого века.

Картины на стенах показывают процесс добычи в 19-м веке, когда для транспортировки соли еще использовались верблюды. Однако, уже к его концу для этой цели прямо по поверхности озера была проложена железная дорога. Представлены орудия добычи и весьма потрепанная обувь добытчиков. Есть стенд с большой рельефной картой озера, и его окрестностей где отмечены места разработок соли по годам.

Особо порадовали свидетельства на изобретения различных устройств, для оптимизации солепромысла - всегда приятно, когда инженерные решения оценивают по достоинству. Есть здесь, также, кстати, как и в первом музее, окаменелости  древних животных до 200 млн. лет назад, но здесь они по внешнему виду гораздо более эффектные - прям как в учебнике биологии хорошо просматриваются все части.

Пользуясь небольшим перерывом перед обедом закупаю немного продуктов на вечер и на утро. Обед из супа с капустой на мясном бульоне и гречки с мясом, морковный салат и компот. После обеда - экскурсия на Большое Богдо. Останавливались у гипсового карьера, выкупленного Knauf'ом, и на КПП - с 1997 года эта территория является заповедной - в поле на дороге стоит шлагбаум, и люди в форме собирают деньги со всех проезжающих.
Первая остановка в заповеднике - около "поющих скал" - небольшие холмики из различных видов пород, и образовавшихся внутри многочисленных полостей. При благоприятном направлении ветра должны быть слышны звуки, однако с ветром нам не везет, так что на что они похожи сказать не могу :).
С самой же горы открывается впечатляющий вид на озеро с одной стороны и, не менее удивительный для лесного человека средней полосы России, на бескрайнюю степь - с другой.

Кстати на озере можно увидеть темные участки - места прежних выработок и ж/д состав на месте работ -  всё как и чуть ранее в музее.
Склон горы с одной стороны довольно крутой и видны выходы на поверхность породы красноватого оттенка

с другой же - пологий и весь покрыт растительностью (разнообразные травяные растения). Экскурсовод в одном из музеев рассказывала, что в период цветения тюльпанов, вся гора буквально усыпана ими. Мы же немного опоздали на цветение, но даже по количеству засохших тюльпанов, можно с ней согласиться. Любопытно, что засыхает всё растение - и стебель и цветок, таким образом стоит тот же тюльпан, но весь черного цвета.

Гора является очень необычным для степи образованием. Это, в купе с её красным цветом и близостью уникального соленого озера порождает множество легенд о её происхождении.

После прибытия назад в санаторий, нас ждал ужин из макаронной запеканки и свободное время.
Я и еще несколько человек решили прогуляться по железной дороге до узловой станции в центре озера. Погода отличная солнце только начинает клониться к закату. А с центра озера обещает открыться прекрасный вид на Большое Богдо, которому не будут мешать ж/д станция и фонари вдоль путей. По дороге фотографируем соль в самых различных её проявлениях. Насыпь с путями, кстати, местами основательно подмывает видны результаты такого размытия.

На станции, недалеко от насыпи стоят бытовые постройки, не имеющие никакой связи с сушей. Как до них дойти не уйдя по колено в грязь соль и воду, для нас осталось загадкой, хотя, возможно, это просто не нужно.

Когда мы подошли к станции поднялся довольно сильный ветер, небо затянуло тучами,  вдалеке сверкали молнии, и у меня создалось устойчивое впечатление, что сейчас пойдет хороший дождик, однако мы получили лишь несколько капель в лицо. Зато увидели волны на озере глубиной до метра :).

Конечно кадры Большого Богдо получились не такими выразительными.

Зато мы увидели поезд - паровоз привез на станцию состав с солью и забрав, стоявший на ней пустой, отправился обратно.

Возвращались мы тоже в сильный ветер, но мне такая погода понравилась больше, чем палящее солнце, сопровождавшее нас всю поездку.

Рано утром на следующий день нас ждет 4-х часовой переезд в Волгоград. Уезжаем, наблюдая восход. Зрелище солнечного диска, поднимающегося из-за горизонта завораживает всегда.
По прибытию направляемся на Мамаев Курган, как важный исторический объект Волгограда.
Снизу видно только лестницу и фигурку "Родины-Матери" где-то вдали. По мере же подъема, начинаешь осознавать всю грандиозность сооружения. Наиболее драматичный на мой взгляд  момент композиции это, когда в процессе подъема, силуэт женщины на фоне голубого неба перекрывается вырастающей непосредственно перед тобой фигурой бойца с оружием в руках. В этот момент в голове очень отчетливо встает всё то, ради чего наши деды и прадеды взяли в руки оружие и сражались ... не против чего, но за кого.

Потом две стены с изображениями и лозунгами, знакомыми с детства, но здесь из-за этих голых слов встают реальные люди, их произносившие и обстановка, в которой эти слова значат гораздо больше чем я могу представить. Еще выше - Зал Воинской Славы. Круглая зала, в центре  монумент - зажатый в руке факел с вечным огнем, вокруг на стенах плиты с именами на них, луч света, проникающий через круглое отверстие в крыше над факелом, падает на венки.

Всё это позволяет очень точно прочувствовать всю чудовищность того, что здесь происходило и содрогнуться от одной мысли, что такое может повториться.

После выхода из зала славы нас ждем серпантин непосредственно к постаменту, на котором стоит главный монумент комплекса

А мы спускаемся за стеллу и подходим к кафе. Здесь нас ждет обед из супа-лапши, картошки с мясом, салата и чая. Готовят, кстати, очень вкусно. В том же здании кафе, но в подвале, есть небольшой музей, посвященный Сталину. Несколько интересных документов и Сталин в интерьере воссозданной части своего кабинета. Основная идея - показать его как человека очень любящего свою Родину.

Далее группа разделяется я присоединяюсь к ребятам, которые идут в планетарий. На купольную программу мы не успеваем, однако получаем возможность посетить наблюдения солнца. На телескоп установлена призма так, что большая часть света отводится в сторону . Поле зрения позволяет "полетать" по солнцу, поскольку сейчас оно в относительно активной фазе, можно обнаружить 3 довольно крупные группы пятен. Радует, что в зале много детей, возможно кто-то из них после посещения заинтересуется этим волшебным миром далеких, но от того, сильнее притягивающих объектов.

Мы же спешим на поезд - отъезд из Волгограда домой в 15:00.

Организация поездки в целом была на хорошем уровне мы везде успевали и никакого форсмажора не было, если не считать полуразваливающуюся машину на переездах до Большого Богдо.
Хочу еще раз отметить сопутствующую нам в этой поездке великолепную погоду.