пятница, 4 октября 2013 г.

Исландия.

Внезапно

Совершенно внезапно, по случайности, буквально за несколько минут я решился ехать в Исландию, хотя уже было начал думать, что в этом году - не судьба.
Взял билеты на easyjet через Лондон, без услуг зато дешево. Подписал заявление на отпуск - и все вот она мечта.
Поскольку пост получился довольно объемным, помещаю здесь содержание так что вы можете быстро перейти к любой интересующей вас части. Основной целью моего путешествия был небольшой поход по очень известной и красивой тропе. Он выделен в отдельную часть "Поход", отделенную всей остальной части поездки, которая изложена в "Культурном отдыхе", в начале в "Подготовке" помещено то, что было до выхода из дома, а в конце в "Подведении итогов" - то, что я чувствую вернувшись оттуда.


Содержание:
h4

1 Подготовка

1.1 Планирование

Итак, мосты сожжены, надо готовиться непосредственно к поездке, времени немного, но практически все необходимое у меня есть и я не особенно переживаю.
Строго говоря, где-то в середине лета я уже смотрел билеты в Исландию и прикидывал поездку, так что определенная база у меня уже была.
Основной идеей ради которой я еду является просто погулять по "другой планете" - по очень необычным местам; без никого - наедине с собой и красотой неведомой страны.

1.2 Куда

Первый вопрос конечно же " А где именно гулять" начинаю шерстить интернет и обнаруживается что 70% отчетов посвящены аренде машины... Еще 25 объезжают достопримечательности на велосипеде, а оставшиеся 5 - просто едут с туром... Ничто из этого не представляет практически никакой ценности для меня.
Решаю зайти с другой стороны - обнаруживаю что один из туристических маршрутов признан National Geographic одним из 20 лучших мировых походных маршрутов - то что надо и я уже почти определился. Задаю пару уточняющих вопросов на форуме awd и с местом я вполне определился уже радуюсь в предвкушении. Начинаю читать отзывы и отчеты прошедших маршрут восторг растет.

1.3 Не сезон

Естественно следующий вопрос - как же добраться до этой тропы. И тут я обнаруживаю что сезон в Исландии длится до сентября, в некоторых местах до 15 сентября, после этого момента автобусы, в том числе рейсовые, перестают ходить в начало маршрута в принципе.
Одновременно в разных источниках ( личная переписка, тот же форум, отчет о исходном путешествии) я обнаруживаю, что вообще говоря не сезон там и, в том числе, по погоде. И мой легенький треккинг превращается в нормальный такой поход. с вытекающими отсюда увеличением количества вещей и объема рюкзака.
В это же время я читаю ограничения по содержимому ручной клади. Что-то я знал, другое явилось сюрпризом. Итак нельзя газовые баллоны, колышки для палатки, трекинговые палки и горелку.

1.4 Повезет-неповезет

Бюджетный перелет накладывает свои прелести - прилет у меня в 11 вечера а отлет на след. день в 6 утра... но из другого аэропорта. Дорога на поезде обходится в 3 тысячи туда обратно (Приобретены online на thetrainline.com.) вместо 5 в одну сторону на такси.
На просторах интернета набредаю на потрясающий сайт - планнер поездок по исландии http://s.is. По будням ходит рейсовый автобус до конечной точки, а дорога к начальной всё еще открыта и можно попробовать доехать автостопом до куда-нибудь.
Я все еще не теряю надежды уложиться в ручную кладь по объему и весу, поскольку покупка багажа на 4 перелета сулит немалые дополнительные расходы(При ближайшем рассмотрении это оказалось всего 3,5 тысячи). А сверхлегкое заранее приобретенное снаряжение позволит мне не пренебрегая безопасностью прогуляться без тяжелого рюкзака. Однако это надо еще будет попробовать. Попробовал - не уложился - пришлось брать больший, более тяжелый рюкзак и прямо в день вылета докупил из дома багаж на всю дорогу и проходил налегке все контроли.
А еще в день отлета утром у меня ужасно болело горло :) - закупился сосалками от боли в горле :)

1.5 Настоящее путешествие

Я уже почти забыл то чувство предвкушения, которое каждый наверняка испытывал - перед тем, как должно произойти что-то особенно важное, наш мозг не может перестать думать об этом - он находит всё новые и новые аспекты, о которых можно поразмышлять. В этот раз я поймал себя на мысли, что практически не переставая думаю о своем походе - я уже давно не предвкушал что-либо так сильно - мне кажется настоящий отдых должен быть именно таким - ты должен желать его страстно и безотчетно. Я очень рад, что не отложил еще на год.


2 Культурный отдых

2.1 Знаки

Так получилось, что всю дорогу туда меня сопровождали добрые знаки (по крайней мере я считал их тыковыми)Прямо на входе в метро был небольшой концерт - чувак с синтезатором и большими колонками играл на скрипке красивую мелодию, я первый раз такое вижу у своего метро. И далее в свете предзакатного солнца я увидел приземляющийся самолет.
А затем в Аэропорту - полная луна на чистом безоблачном небе.

В самолете сидел с незамолкающей тридцатилетней парочкой, которая летела в Испанию с остановкой в Лондоне. У них перекус был с собой - первый раз видел как люди читали молитву перед едой.
Поезд от Gatwick до Luton шел через Лондонский мост - ночью я его еще не видел... Сначала я даже подумал что это какой то дворец - его башни освещены разными цветами, а корона по центру контрастно выделялась на фоне темного неба - очень красиво.

2.2 Первые шаги

Исландия встретила меня дождем, просторными туалетами, бесплатным вайфаем в аэропорту и в автобусе, милым и шустрым погранконтролем. Есть несколько способов путешествовать по этой стране. Но какой бы вы ни выбрали, уровень сервиса и подготовленности будет высоким. По прилету вы можете взять напрокат машину и отправиться в самостоятельное покорение дорог страны. К слову, лучше брать джип, а в процессе преодоления водных препятствий (читай рек) на горных дорогах страны (практически всё, что отходит от основного "кольца"), активно использовать голову, поскольку страховка форсирование рек не покрывает. Или же можете взять один из многочисленных туров, которые тут есть буквально на любой вкус. Или уехать из аэропорта на автобусе, а со всем определиться уже в Рейкьявике.

2.3 Голубая лагуна

Я купил билет Аэропорт-Голубая Лагуна-Рейкьявик - расслабиться после перелета в горячем термальном источнике - самое то. Мы прибыли на 15 минут раньше открытия ( в 9:45) так что я чуть чуть побродил по окрестностям голубая ледяная вода, черно-белые невысокие скалы невдалеке, зеленоватый мох, и дымящая( наверное все таки парящая) рядом термальная станция. Очень незамысловатый, однако вееесьма необычный пейзаж.



Перед погружением в природные воды необходимо принять душ. Гель для душа предоставляется в неограниченных количествах. В аренду можно взять полотенце и шорты ( 400р). И дальше хочешь сауна, хочешь горячий водопад, хочешь грот, или просто полежать в прозрачной голубой воде температура которой горячая, но комфортная, кое где глубже, где то мельче - от пояса до шеи. Соленость воды практически не ощущается, хотя давление она оказывает приличное. В общем я не сильно проникся - жарко, тяжело - на любителя, но опыт - походить в большой голубой ванне - очень интересно. Созданы все условия - в самой лагуне на комфортной высоте под водой вдоль берегов есть места для сидения, а после водных процедур можно полежать на лежаке с красивым видом - расслабляешься так, что встать не можешь ( или это из-за двух бессонных ночей:)). Мне понравился душ) не скажу что больше, но весьма.Так или иначе уехал я оттуда в 13:15 и таким образом остался на эту ночь в Рейкьявике. Поскольку единственный автобус на Skogar уходит из Рейкьявика в 13:00. Заодно отдохну потому что перед отлетом из Лондона я еле на ногах стоял. Но пара часов сна в самолете плюс водные процедуры в лагуне и всё хорошо, еще немного сна и возможно даже мое горло пройдет.

2.4 Золотое кольцо

После возвращение в Рейкьявик я отправился в самый популярный тур - Золотое кольцо Исландии, в программе водопад, гейзер и исторические места Исландии.
Сначала нас привезли в место раздела тектонических плит Америки и Евразии - в этом месте плиты очень четко видны - рифтовые выступы над поверхностью земли. Особенно высоко тут выступает американская плита, образуя отвесную.стену, похожую на те, что я видел в каньоне, только там они образованы реками.

Кстати именно тут исландцы испокон веков собираются на тусы - отмечания всяких событий и их самый древний парламент собирался тут же.
А еще тут очень чистое озеро рядом и круглый год можно нырять с аквалангом. смотря в уходящую в глубину прозрачнейшую воду и тебя самого манит эта звенящая чистота и ясность... Как знать может быть тут зародится моя любовь к погружениям.

Следующая остановка - красивый водопад gulfoss если перевести - золотой водопад, поскольку на закате цвет воды похож на золотой а может потому что какой то богатый скряга выбросил свое золото в водопад.

Рассказывают как его защищала местная девушка от постройки электростанции в итоге не хватило денег у инвестора и проект свернули.
Наконец, мы заехали к гейзерам. Собственно гейзер там один - Strokkur, вокруг толпа народа ждет очередного извержения они обычно раз в 3-7 минут, но могут и два подряд. Если подумать, то явление очень стремное и странное. А потому, как и все необычное, очень интригующее и завораживающее.

Местность в округе также богата невероятными вещами - это и маленький гейзер, похожий на кастрюлю с бурлящей водой, и небольшие соленые лужи :)

Также мы посетили геотермальную станцию - крупнейшую в стране, отапливающую Рейкьявик. Надо сказать что основная часть домов в Исландии отапливается термальной водой, да и большая часть горячей воды видимо из тех же горячих источников, поскольку пахнет сероводородом, вообще даже у меня установилась в голове четкая связь сероводородного запаха с ощущением тепла и он даже полюбился.

2.5 Рейкьявик

Надо сказать несколько слов и про столицу я провел в ней день до похода и день после. Как тыковых достопримечательностей в нем не много, пожалуй можно выделить корабль викингов, новенькое здание Исландской оперы на берегу и Лютеранская церковь с башней в центре города.



С башни открывается симпатичный вид на весь Амстердам Рейкьявик. Уж больно его разноцветные крыши похожи на Амстердамские.


Вообще же город практически неотличим от пригородов в которые он плавно переходит. Даже в центре большое количество 1-2 этажных домиков напоминает старую русскую деревню


При уходе с центральных улиц магазины, люди и кафешки предсказуемо исчезают, периодически встречается местный дешевый супермаркет Bonus. Уже на окраине есть несколько больших торговых центров с кучей разных магазинов. Может быть считается, что до всюду можно доехать на своей машине - страна занимает третье место в мире по количеству авто на 1000 жителей - порядка 750 (в России - 250-300), хотя бензин по 70 рублей за литр не очень к этому располагает. Удалось погулять по местным паркам - они довольно уютные, есть карты, отдельные специальные дорожки для гуляния. В черте города также видел ферму - там держали зайцев, которые разбежались по всей округе, и гусей.
Людей не много, но дома они не сидят, на улице постоянно кто-то есть.

3 Поход

3.1 Вглубь страны

В дороге мы несколько раз въезжали в видимый фронт - на на несколько минут накрывал очень сильный дождь но когда мы проезжали это место все было тихо. В автобусе есть не только вайфай но и розетки. Вдоль дороги большая часть земли частная - фермы с лошадьми, овцами и коровами, естественно запасают траву для них. То тут то там дымится земля. Большая часть территории покрыта зеленым мхом, который появляется на камнях. Кстати со мной ехал мужчина с великом и он довольно комфортно разместил его в обычном багажнике, хотя надо признать, что вещей там кроме наших, было мало. Потом подвело еще трое - они привязали велики сзади автобуса. Родители сажают своих детей в автобус и те едут несколько часов.

3.2 Вдоль реки в горы (День первый)

Автобус остановился около красивого водопада Skogafoss было в районе 16 часов.

Первая часть пути пролегает вдоль реки Skoga. Погода мне благоволила и можно было идти наслаждаясь видом на океан и окружающие горы. Кстати зеленый мох разбавился более привычной травой. Тропа интересная со множеством подъемов и спусков, взору открываются несколько водопадов, запрятанных в ущелья.



В какой то момент уже в верховьях я перешел через реку,

изучил пару информационных табличек и отправился дальше в горы отсюда тропа хорошо маркирована, столбиками вдоль нее.
Вскоре снежный покров стал стабильным и идти приходилось по щиколотку в снегу, Однако это неудобство с лихвой окупалось окружающими видами.

В половину десятого вечера я наконец дошел до хата - небольшого, хорошо обустроенного домика с газом внутри. В это время уже довольно темно, хотя дорогу было видно, если бы я не знал, что должен быть дом, я бы конечно встал гораздо раньше. В домике уже остановилась пара ребят из штатов. Ночью я решил выйти посмотреть как там на улице - это было в районе 11 небо было чистым и лунным. Полная луна востоке и множество звезд над головой, а в стороне противоположной луне можно было увидеть слабое зеленоватое свечение - северное сияние. Это восхитительно. К сожалению, лунная ночь и низкая активность солнца накануне не позволила увидеть что-то грандиозное, однако я был в восторге и от этого,
когда я сказал своим американским друзьям, они быстро собрались и вышли радости одного из них - Шона, не было предела он гулял на морозе наверное с пол часа. У него какая-то пленочная камера нонейм марки, думаю он отщелкал этой ночью целую катушку.

3.3 Такая разная Исландия (День второй)

На следующий день ребята ушли чуть раньше, я же задержался и вышел в 10:30.


Сначала около трех часов я шел по горам в снегу.

Встретил несколько групп туристов из Бельгии и Норвегии. Впервые увидел парящую землю.

Языки ледника Myrdalsjokull

Затем снежная полоса закончилась и я спускался среди мха, постепенно растительность увеличивалась, идя по тропе, я почувствовал сильный запах грибов и наткнулся в траве на большую шляпку


Так я спускался в долину реки, мне предстояло перейти ее, а на другом берегу начинался Torsmork.
Местная семья помогла мне преодолеть самый полноводный рукав, перевезя на машине, остальное было проще. Мимо очередного хата я по указателями пошел по тропе Laugaverinn.
На этой стороне реки был практически полноценный лес, такого я не видел больше нигде в Исландии.
В этот момент я не был еще уверен идти ли мне дальше по тропе или зайти в хат, который хвалили американцы. Но увидев указатель на этот хат и другой - в сторону Landmannalaugar моя проблема была решена.
Прощаясь с ледником, горами с которых я спустился, лесом и рекой, текущей по черному песку,
я отправлялся далее.
Передо мной открылся пейзаж, глядя на который у меня появилась ассоциация с мультиком "Земля до начала времён" про детенышей динозавров - долина с раскинувшимися реками и вертикальными уступами - берегами этих рек.

На другой стороне долины виднелся одинокий домик, я думал о том, как же красиво жить в таких местах.
Спустившись к первой из рек, в поисках места для брода, нашел монетку в 1 евро :))).
Успешно преодолев реку я отправился дальше, однако пейзаж резко сменился теперь это была равнина со множеством валунов вулканического происхождения.


Постепенно садящееся солнце подарило мне очередной незабываемый закат со всей его игрой красок на фоне гор.

Я хотел дойти до следующего хата и там переночевать, однако уже темнело так что пришлось ставить палатку.


3.4 Черная равнина (День третий)

Ночью я немного подмерз - проснулся в семь с небольшим и решил что в 9 надо выйти. Это мне удалось. Надо отметить, что вылезая из палатки вся морозность ночи и ветреность утра окупалась великолепным видом на горы открывшимся с перевала, где я остановился.




Час спустя я узнал что не дошел до хата именно этот час, но это отдохнувший и днем. Там я заглянул в туалет, поразился его обустроенности. И, решив не задерживаться особенно, чтобы наверняка успеть к следующему, сразу отправился в путь.
Путь пролегал по пепельной равнине - больше 10 километров пути были устланы пеплом - невероятно необычное зрелище, хотя и весьма скучное.

По равнине идти довольно быстро, так что за 4 часа минуя два брода, я добрался до след. Хата, который оказался не очень гостеприимным - дверь была открыта только в прихожую, зато там был обогреватель с газом. Обрадованный таким поворотом событий поскольку до хата на озере Alftavatn оставалось не более 2 часов пути, я перекусил в нем и вышел дальше. Около 5 вечера мне открылся прекрасный вид на гладь озера. Я лег спать около 8, запечатлев невероятные краски заката в озерной котловине.

3.5 Страна огня и льда (День четвертый)

Где-то в середине ночи я обнаружил что у меня появилось двое сожителей, а уже утром я узнал, что парни из Бельгии пришли около 9 и проделали за тот день весь путь от Landmannalaugar, на который я предполагаю два дня. Что приехали они туда автостопом, а это большой плюс - значит скорее всего я смогу также оттуда уехать.
Чтобы все это узнать пришлось ждать пока они проснутся, а парни устали с дороги и не являются большими фанатиками раннего выхода так что я выдвинулся в своем направлении в пол двенадцатого, впрочем путь был всего 12 километров так что я не очень переживал.
Первые километра три я преодолел очень быстро - там была равнинная местность без каких либо препятствий. Потом же начался резкий подъем и буквально через пару часов я был уже в снежной зоне. Очень ярко запомнилась дымящаяся земля - видно прямо откуда идет дым и горячая река, вода в которой практически закипала - просто невероятно. А еще, несмотря на следы моих бельгийских друзей и метки на тропе я пару раз терял ее и несколько минут блуждал в поисках - волшебные ощущения один снег вокруг, пурга, видимость метров 30 и ни следов, ни столбиков. Впрочем я быстро находил необходимое направление. В пол четвертого мне встретилась группа из двенадцати человек с гидом из Исландии, несколько человек из Австралии и..., конечно же, даже здесь в богом забытом заснеженной горе работает правило - русские везде - один из людей на прощание сказал счастливо.
Гид сказал, что до хата час пути и он не соврал действительно, как я ни старался но уложился где-то именно в час, причем последние пол часа были непрерывно чередующиеся спуски и подъемы.
В хате открыта была только прихожая, впрочем довольно просторная, при желании там могло бы комфортно поместиться человека три. И... там было жарко - отопление подведено с использованием близлежащего горячего источника, так что внутри было очень жарко. Я зашел туда в пол шестого, перекусил, вздремнул, еще перекусил и решил завтрашние проблемы решать завтра.

3.6 Самое красивое место (День пятый)

На следующий день, решив выйти пораньше, я проснулся пол седьмого и выглянул на улицу видимость была метров 20 - в такую погоду идти было нельзя никуда так что я отправился досыпать.
Часа через два видимость улучшилась, кое-где даже показались просветы а я к тому моменту уже позавтракал и был готов к выходу. Первые пол часа ходу было настолько безветренно насколько вообще возможно в горах. Облака в направлении моего хода разошлись, открывая мне прекрасный вид на долину Landmannalaugar.

Судя по всему это самое красивое место, за все время моего похода. Сегодня практически весь день я спускаюсь. И, по мере дальнейшего спуска, мне открываются целые поляны парящей земли.

Нагревая воду и растапливая снег подземное тепло образует оазисы жизни среди мертвых снегов, на одном из них мне встретились даже птички. А на следующем из под земли валили такие клубы пара, что они нагревали камни и воду вокруг до того, что можно было сварить яйца.
Буйство красок окружающих гор поражало воображение

Далее передо мной предстала целая поляна игл скал торчащих вверх и снова парящий участок земли - тут парила целая большая яма. Вдалеке виднелась разлившаяся река.

Я фактически Прошел весь Laugaverinn. Выйдя к хату Landmannalaugar в разливе реки. Здесь обустроены источники с горячей водой и можно принять горячую.ванну. Однако я пошел к ближайшей отъезжающей машине узнать не подвезут ли они меня куда нибудь, поскольку надо было выбираться отсюда.
Оказалось, что они направляются в Vik, а это лишь немного дальше Skogar, откуда 5 дней назад я начал свое путешествие. Меня подвозили компаньоны из Испании, решившие вместе съездить в Исландию за что им большое спасибо, хотя распиваемое всей компанией (включая водителя) по дороге исландское пиво немного напрягало. Парочка фотостопов в невероятных местах... по истине зачем заморачиваться сувенирами - можно продавать просто фотографии природы, если она так красива.


Погода испортилась и остаток дня я провел в Vik - небольшой деревеньке на берегу океана. Здесь, как и наверное во всей стране, передо мной предстало исключительное зрелище - черный песчаный пляж, бушующий океан, базальтовые колонны в море...

3.7 Общие сведения

Поскольку, при подготовке мне не удалось найти практически никакой информации по пешим походам, то считаю нужным чуть подробнее остановиться на именно походной части моего путешествия. Возможно информация будет полезна для организации схожей поездки.Итак, тропа Laugavegur или Laugavegurinn - от Landmannalaugar в центре Исландии идет 53 км на юг до Thorsmork и далее можно дойти до Skogar (еще 25 км)- деревушка, которая находится непосредственно на кольцевой дороге.
Тропа подготовленная - она промарикрована столбиками через каждые 50 м по всей длине, через каждый 10-15 км построены хаты - домики. Летом тропа очень активно ходится автобусы стабильно ходят и в начало и в её конец. Места в домиках в сезон необходимо бронировать заранее и стоят они от 1000 до 1500 руб. В противном случае придется ночевать в палатке. Сезон заканчивается 15-го сентября, когда в горную часть маршрута приезжает последний автобус. С этого момента тропа сильно пустеет. На каждом месте стоянки (где построены хаты) оставляют открытым одно помещение (отодвигаете щеколды и заходите внутрь), в котором вполне можно переночевать. Также оставляют газовые баллоны для отопления и приготовления пищи (впрочем газ в них со временем заканчивается). Если ближе к весне столбики засыпет снего, то ориентироваться придется самостоятельно.

Автобусы до Skogar ходят раз в день, а из Landmannalaugar (или наоборот туда) реально доехать автостопом.
Если не спешить, то палатку можно не брать, главное не переоценивать силы и ночевать в домиках по дороге.

4 Подведем итоги

Сейчас, оглядываясь назад, я рад еще больше, чем до поездки - это был поистине очень клевый опыт - все Складывалось одним из наиболее благоприятных образов, как я хотел. Я полностью удовлетворен выбранным временем - не сезон значит гораздо меньше людей в горах; форматом, когда большую часть времени проводишь просто гуляя, очарованный окружающей природой. А не в автобусах в турах типа осматривая эту самую природу; позаботься я заранее можно было уменьшить стоимость перелета до смешных денег.
Исландия - это совершенно невероятный опыт.
Настолько она разрывает привычные шаблоны своей контрастностью и необычностью.

Думаю что приеду сюда еще - многое осталось неохваченным. В первую очередь вулканы, да и помимо них, природные богатства страны в плане уникальных видов практически неограничены, спасибо географии расположения.

1 комментарий:

  1. Спасибо! весьма полезная информация для самостоятельного любования красотами такого необычного мира

    ОтветитьУдалить